(Продолжение. Начала в
№6,
№7,
№8,
№9 за 2004 г.)
До сих пор мы рассматривали только
книги, то есть публикации "бумажные". Сегодня же поговорим о
представленном в электронном виде руководстве Леонида
Жуховицкого "Как стать писателем за десять часов?".
Возможно, оно выходило и напечатанным; во всяком случае, я ознакомилась
с ним на сайте "Писатель.ru".
Итак, как же стать писателем за такой короткий срок?
Во-первых, надо
уметь писать. То есть быть человеком грамотным. Всем,
кто это хитрое умение освоил, Леонид Жуховицкий предлагает свою
помощь в овладении секретами мастерства. "Не важно, начинаете
вы роман, заканчиваете рассказ, задумываете пьесу, творите в
муках любовное письмо - вы все равно в какой-то мере писатель.
И вечные законы литературы висят над вами, как дорожные знаки,
которые лучше все-таки знать". О них и пойдет речь.
Во-вторых, конечно,
необходима общая культура - без нее никуда:
"Талант позволяет успешно взять старт, но только большая культура
дает возможность достойно пройти всю дистанцию". Однако главное
- умение искренне выразить себя.
Как пример такого умения автор приводит двух девочек - Анну Франк и юную поэтессу, которой Жуховицкий сам дал несколько советов. Поэтесса после беседы отбросила "стихотворные описания" и стала не изображать, а выражать свою самобытную личность. Анна Франк, голландская девочка из еврейской семьи, которую во время фашистской оккупации прятали друзья, в своем знаменитом дневнике проявила необыкновенную одаренность, а вот в "настоящих" литературных опытах была банальна и заурядна.
"Оптимисты уверяют, что в каждом человеке живет Моцарт, - пишет Жуховицкий. - Я бы выразился осторожней: в каждом человеке живет свой Моцарт. Надо помочь ему раскрыться, а уж дальше он сам наберет высоту - свою высоту".
В-третьих, нужно помнить,
что никакое воображение не заменит личного опыта.
"Как донор делится с другими собственной кровью, так писатель
передает людям собственный опыт. Его не заменить ничем: смешно
и стыдно именоваться донором, жертвуя чужую кровь". Поэтому
Леонид Жуховицкий советует относится к любым сваливающимся на
голову бедам как к благословению: да, пострадаешь, зато будет
о чем писать. "Упаси вас Бог и от сумы, и от тюрьмы - но если
все же выпадет именно это, почаще вспоминайте двух наших Нобелевский
лауреатов, Солженицына и Бродского".
"К фантастам это не относится", - может возразить читатель нашей газеты. Да, фантаст изобретает свои собственные миры. Но уж если решился на это - придуманный мир должен стать реальнее настоящего.
В-четвертых, у входа
в храм литературы нужно предъявить пропуск. И стать таковым
должно название вашего произведения. Иначе
- пройдут мимо, не заметив, и читатели, и критики, и будущие
биографы.
В XVIII-XIX веках далеко не все авторы утруждали себя придумыванием заглавий-"наживок". Не так уж много было книг, чтобы очередной шедевр остался незамеченным. В наше же время, пока имя на обложке не стало продавать себя само, нужно очень постараться, чтобы стимулом к прочтению стало название.
Сложилась такая ситуация, по мнению Жуховицкого, уже в начале прошлого века - после Первой мировой, когда вчерашние солдаты стали искать свою истину с пером в руке: "Произошла своеобразная гуманитарная революция, опередившая научно-техническую".
И вот заголовки книг, своеобразные "лозунги" этой революции: "В поисках утраченного времени", "Путешествие на край ночи", "На Западном фронте без перемен", "Время жить и время умирать", "Жизнь взаймы", "Прощай, оружие!", "Иметь и не иметь", "По ком звонит колокол", "Каждый умирает в одиночку", "Волк среди волков", "Кто однажды попробовал тюремной похлебки", "Сто лет одиночества", "Полковнику никто не пишет", "Хлеб ранних лет", "Бильярд в половине десятого", "Вкус меда", "Здравствуй, грусть", "Одиночество бегуна на длинной дистанции", "Все люди враги", "Вторая древнейшая профессия", "Сад радостей земных"… Или примеры из русской литературы: "Заговор равнодушных", "Факультет ненужных вещей", "Роман без вранья", "Жизнь и судьба", "Не стоит село без праведника", "Приглашение на казнь", "Пастух и пастушка", "Три минуты молчания", "Трудно быть богом", "Я родился в очереди", "Живи и помни", "Не умирай прежде смерти", "Аборт от нелюбимого", "Между собакой и волком", "Жаль, что вас не было с нами"…
Две первые задачи заглавия: заставить человека взять в руки вашу книгу и убедить его (одним-двумя словами! максимум - строчкой!) в вашей гениальности. Как добиться выполнения этих задач? Надо понять, что "название книги, пьесы или статьи - это отдельное литературное произведение", которое "может иметь прямую связь с содержанием, но может и не иметь".
Где брать удачные названия? Тщательно собирать их и хранить, даже если не знаешь, когда пригодится (постоянные читатели "ПФ" и Стругацких стразу вспомнят историю заглавия "Понедельник начинается в субботу"!). Запоминать случайные фразы, услышанные на улице, внимательно читать стихи. И тогда обложка новой книги станет если и не пропуском, то входным билетом в Литературу…
Итак, мы рассмотрели темы первых четырех
уроков Леонида Жуховицкого по обретению писательского мастерства.
Продолжение разговора - в следующем выпуске "Просто фантастики".