(Начало. Продолжение
в №7 и №8
за 2004 г.)
Многие мастистые литераторы утверждают,
что талант – это от Бога. Научить «быть писателем» – невозможно.
Овладеть писательским мастерством можно только самостоятельно,
и дается оно только тому, кто не может НЕ писать.
Автор легендарного «Гипериона»,
а также множества других – фантастических и нефантастических –
книг Дэн Симмонс дает начинающим авторам совершенно
категоричный совет: «Хотите стать писателем? Бросьте! Это совершенно
невозможно!»
Однако есть другие писатели, которые
то ли меньше боятся конкуренции, то ли просто «не могут молчать».
Они с удовольствием дают младшим коллегам гораздо более развернутые
советы. И даже пишут книги о том, как достичь писательского мастерства.
Постоянные читатели «Просто
фантастики» помнят, что в прошлом году мы публиковали
«Винегрет для начинающих», написанный Алексеем
Яковлевичем Корепановым – писателем-фантастом, главным
редактором журнала «Порог». Рубрика «Мастер-класс»
пользовалась огромной популярностью у авторов, делающих первые
шаги на тяжком литературном поприще, и, надеемся помогли многим
отточить свое мастерство. За время, прошедшее после окончания
публикации «Винегрета», вы, наверное, успели
потренироваться и наверняка ощутили потребность в новых советах.
Поэтому «Просто фантастика»
начинает цикл обзорных статей о книгах, посвященных животрепещущей
теме – «Как стать писателем».
Разумеется, в нашей стране таких книг
гораздо меньше, чем на Западе. В любом Интернет-магазине вы обнаружите
массу пособий о том, как написать рассказ, повесть, дамский роман,
детектив, космооперу, ужастик… на английском языке. На русском
же интересующей литературы гораздо меньше, но она есть, и мы постараемся
ее вам представить.
Начнем с книги человека, чья компетенция сомнения не вызывает.
Николай Басов не только написал множество книг,
но и несколько лет проработал литературным агентом. Итак, прислушаемся
к его советам.
Отличие книги Басова
от других подобных пособий начинается прямо с названия: «Творческое
саморазвитие, или Как написать роман». Автор считает
роман «партитурой медитации на заданную и строго оговоренную тему».
Более того, он полагает, что именно написание романа помогает
человеку примириться со сваливающимися на голову проблемами, перестать
конфликтовать с окружающими, найти выход из сложных ситуаций.
И если среди писателей встречаются неприятные типы – то, убежден
Басов, «без романов они были бы еще хуже, творили
бы злые дела или превратились бы в откровенно несчастных людей,
делая несчастными родных и близких».
Итак, что же необходимо знать, чтобы
заняться таким психологически комфортным и общественно полезным
делом?
Во-первых, следует определиться с типом
романа и строго соблюдать жанровую чистоту. Николай Басов
пишет об одиннадцати таких типах:
– роман «главного потока» (мейнстрим,
надо полагать. – Ред.);
– эротический роман;
– романтико-сентиментальный роман;
– научно-художественный, он же фантастический
роман, а также «ужастики»;
– фэнтези;
– повесть (так у Н. Басова. – Ред.)
для детей;
– исторический роман;
– приключенческий роман;
– роман преступлений, детектив и триллер;
– роман-эссе (писать который Н. Басов
категорически не рекомендует);
– автобиографии и биографии знаменитостей.
Во-вторых, необходимо выработать в себе
особые «писательские качества»: упорство, дисциплину и энергетическую
выносливость, при этом разобравшись, присущи ли тебе талант или
литературная одаренность.
После этого можно приступать непосредственно
к роману, в котором Николай Басов выделяет десять необходимых
элементов.
Начальные условия, интродукция. Интродукция
должна ввести читателя в курс дела (кто, где, когда), но при этом
быть не слишком длинной и затянутой.
Пусковой элемент, триггер.
Это событие, которое запускает активное действие, заставляет героев
осознать, что течение прежней жизни отныне невозможно. Триггер,
пишет Басов, это «курок», который позволяет бойку ударить по капсулю,
воспламениться пороху в гильзе, выбросить пулю из ствола и…» После
этого наступает «и…»
Конфликт и проблема.
Конфликт является побудительной причиной всех
действий героя (в отличие от триггера, который служит только поводом).
Проблема же – «суть игры, определяющая ее ставки
и правила действий героев», Конфликт должен быть
острым и актуальным, проблема – многоступенчатой,
чтобы ее хватило на весь роман, а может, и на потом осталось.
Осложнения большие и
малые. Для того, чтобы мир романа выглядел естественным
и динамичным, в нем должны происходить различные события, в процессе
которых уточняются «параметры» окружающей героя реальности, позиции
других персонажей и просто излагается взгляд автора на жизнь.
Эти события могу влиять на героя как позитивно, так и негативно,
или вовсе не затрагивать его интересов – однако интерес читателя
должны пробуждать и поддерживать на должном уровне. Психотерапевтическая
ценность этого элемента романа, по мнению Николая Басова, состоит
в том, что умение преодолевать самостоятельно придуманные осложнения
«повышает адаптивность автора, тренирует его жизненный глазомер,
а может, и способность осуществлять свои планы, манеру добиваться
своей цели». Осложнения не стоит «валить кулем», лучше, чтобы
герой разбирался с ними постепенно. Выглядеть же все должно «гармонично,
естественно, осмысленно по всем статьям».
Трудные ситуации, необходимость выбора,
нестандартные ходы. «Помимо осложнений, – пишет
Басов, – которые должны быть понятными, плавными и разрешаться
естественно, герой довольно часто (если не сказать – все романное
время) должен оказываться на все более трудных «поворотах» сюжета,
которые отличаются от осложнений тем, что грозят фатальными, необратимыми
последствиями. И вот когда герой принимается из этой ситуации
выпутываться, он должен находить столь же нестандартное решение,
«вровень» с ситуацией». Вываливаемые на героя катастрофы и катаклизмы
в идеале «должны ошеломлять, доставляя читателю радость новизны
и необычности».
Продолжение
следует. В следующем выпуске читайте об остальных пяти элементах
романа, а также о правилах построения сюжета и о создании персонажа.
читать следующий выпуск
смотреть
другие статьи этого автора... |