Так сложилось, что нам в СНГ приходится
потреблять "плоды" зарубежной, в основном голливудской, кинофантастики.
И прошедший год оказался урожайным. Вот только от некоторых "плодов"
- оскома...
Мир наконец увидел обе части "матричного"
продолжения. Страсти улеглись и можно делать кой-какие выводы.
Во-первых. Если встретите похотливого
француза, владельца "кислотных" клубов, - не огорчайтесь.
Обыкновенный программный "глюк", неустранимый при перезагрузке.
Во-вторых. Большинство людей - негры
и мулаты. Но коварная Матрица скрывает от них
правду.
Ну и в-третьих. Существа в строгих костюмах
и черных очках передаются неполовым путем. Так
что воздержитесь от рукопожатий. Лучше сразу переходите на другую
сторону улицы.
А теперь о серьезном.
"Перезагрузку" и "Революцию"
не пнул только ленивый критик. И вполне справедливо.
"Матрица-2+3" - это,
по сути, один безумно, безумно затянутый фильм.
Правила шоу-бизнеса суровы: кассовые сборы за два фильма на энное
число миллионов превосходят односерийный вариант.
Братья хотели увеличить "метраж"? Они
этого добились! "Матрица-2+3" чудовищно разбухла от "киноклюквы".
Кульминация третьего фильма. Умирающая
Тринити, пронзенная несколькими (!) металлическими трубами, клянется
Нео в любви... Целую минуту клянется. И попутно пересказывает
эпизод из второй части - вероятно, специально для тех, кто не
видел...
Скептикам смешно. А мне обидно.
Да, можно было и не делать продолжения
к первому фильму. А если уж снимать...
Братьям Вачовски не
хватило Брата-3 - редактора с огромными-преогромными ножницами!
Он бы сократил занудные беседы с Пифией
и членами совета, обрезал затянутый поединок с клонированным агентом
Смитом. И даже покусился бы на святое - на негритянские фольклорные
пляски в темном храме при свете факелов! Безжалостной рукой он
свел бы к минимуму путешествия по "кислотным" притонам и канализационным
коллекторам.
И тогда особыми красками
заиграла бы психоделическая сцена последнего боя со Смитом. А
цветные облака в финале предвещали бы не только кассовые сборы,
но и заслуженные восторги зрителей.
Что ж... Вероятно, оправданны убийственные
комментарии о "Матрице" как очередной дозе голливудской "приправы"
к поп-корну и кока-коле.
Да. При существенном уточнении. Рьяные
критики упускают его в полемическом запале.
Первая "Матрица" все-таки
была кинематографическим прорывом, уникальным
сплавом идей и образов. Пусть возразят, что идеи - не самые новые.
В конце концов, все мировоззренческие постулаты родились еще тысячи
лет назад. Главное - КАК это было реализовано.
ТАК до Вачовски не снимали.
"Матрица" - может, и не самый лучший,
но уж точно знаковый фильм нашего времени. И
толпы фанатов - прямое следствие этого объективного обстоятельства.
Собственный успех сыграл с братьями злую шутку. За четыре года
видеоряд первой "Матрицы" цитатами разошелся по кино ("Крадущийся
тигр, затаившийся дракон" и др.) и видеоарту (реклама
леденцов от кашля и т.п.). Созданные Вачовски нестандартные ракурсы,
эффекты ко времени выхода 2-го и 3-го фильмов утратили новизну,
потускнел и от частого использования. Если бы тем дело и ограничилось
- братьев нельзя было бы упрекнуть.
Увы. Не ограничилось.
И, кстати, не только у них... Атмосфера
там, что ли, такая, в Голливуде?
Да, я о нем, о "Властелине Колец",
и о замечательном "оскароносце" Питере Джексоне.
Сразу оговорюсь, первые две части "Властелина"
- действительно, сильное зрелище. Более традиционное, чем первая
"Матрица", но кое в чем и превосходящее - например, по актерскому
составу.
Отечественные критики справедливо на
это указывали.
Одно неясно: почему те самые яростные
"гонители" Вачовски, умело выискивавшие ляпы в "Матрице", при
упоминании фильма Джексона сбиваются на восторженный тон? Уже
почти родная голливудская "клюква" цветет буйным цветом. А ее
в упор не замечают...
До сих пор не могу прийти в себя от эпизода
из "Возвращения короля". Лихая ристанийская конница
несется с мечами наголо. Навстречу - огромные, как ходячие горы,
слонообразные монстры. И командир храбрых конников
отдает приказ: "Сомкнуть ряды!"...
Мудрый Гэндальф выезжает
навстречу драконам. Его магический посох вспыхивает чудесным сиянием
и отгоняет злобных тварей от "нашей" конницы. Спустя короткое
время те же самые драконы прям-таки расшвыривают защитников крепости
Минас-Тирит. При абсолютном попустительстве мудрого
Гэндальфа. Вероятно, в магическом посохе сели батарейки...
Объятый пламенем наместник Гондора совершает
стайерский забег через весь дворец и длиннющую "вертолетную площадку"
на крыше крепости. И со спортивной ловкостью бросается вниз -
точно через проем в каменном ограждении.
Бедняга Денетор очень
старался. Но явно поспешил.
Силы Добра все-таки берут верх над Силами
Разума - придерживаясь исключительно тактики
лобовых кавалерийских атак. Даже крепости они ухитряются штурмовать
в конном строю. И не надо списывать все на безумие злосчастного
наместника! Был бы он один такой "оригинал" - идиотский приказ
остался бы без последствий. Увы. Никому из подданных и в голову
не пришло, что крепости можно штурмовать как-то иначе...
И вот наконец победа!
Главного злодея Саурона
сразу забывают... Куда делся - орк его ведает... Да и был ли он
вообще?
Зато целых полчаса длится безумно растянутый,
безумно слащавый финал. Я свидетель - несчастная публика раза
три вскакивала: "Ну, уж теперь точно все..." И, обманутая, опять
плюхалась в кресла. Чтобы получить следующую порцию нудно-глубокомысленных
фраз и сусально-приторных картинок...
Читаешь после этого рецензии уважаемых
российских и украинских фантастов и удивляешься: а одно ли кино
мы с ними видели? Если да, то за что они так яростно ругали "Матрицу"?
Неужели именно за то, за что хвалят теперь "Возвращение короля"?
И грусть закрадывается
в сердце... Джексон, Вачовски - ну их всех к Спилбергу! Нашим
режиссерам - да хоть половину тех деньжищ! Вот тогда бы Америка
содрогнулась! И ни одному Саурону не удалось бы скрыться незамеченным!
смотреть
другие статьи этого автора... |