Здесь могла быть ваша зад... реклама

Ну и фантазия у человека, а!

     Вариации на тему Эшера

Игорь ФЕДОРОВ

     У первого встречного грамотного любителя фантастики фамилия Эшер вызовет, скорее всего, ассоциации с одноименным домом, падение которого описано Эдгаром По (а потом немного уточнено Брэдбери). Однако существовал реальный человек, заслуживающий внимания фантастов не меньше. Речь идет о голландском художнике Морисе Корнелиусе Эшере.

    Творчество его настолько нетривиально, фантастично, что даже поводом для написания этой статьи послужила нестандартная дата – 27 марта исполнилось ровно 33 года со дня его смерти.

    Начнем с цитаты:

     «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».

     И это говорит человек, без гравюр которого не обходится с середины прошлого века ни одна «иллюстрированная» книга по математике, физике, топологии, не говоря уж о популярных изданиях!

     Впрочем, все по порядку.

     Мори Корнелиус Эшер родился в городе Лееварден в 1898 году. В школе учился неважно (еще одна характерная деталь биографии знаменитого человека!); лучше всего давалось ему рисование. Его отец, инженер-гидравлик, хотел, чтобы сын получил солидную профессию, и в 1919 году Эшер поступает в Гаарлемское училище архитектуры и декоративного искусства. В 1922 году, проучившись в училище два года, Эшер переезжает в Италию, где проживет 13 лет. Каждое лето он путешествует по Южной Италии или Испании. Летние впечатления служат материалом для гравюр, над которыми он работает зимой.

     К середине тридцатых годов политический климат в Италии стал нестерпимым. В 1935 году девятилетнего сына Эшера обязали носить форму юного фашиста. Это посужило толчком к решению семьи переехать в Швейцарию.

     Холодная снежная Швейцария действовала на Эшера угнетающе. Он обратился в морскую компанию, совершавшую грузовые перевозки по Средиземному морю, с просьбой разрешить ему путешествовать на ее судах с оплатой гравюрами, выполненными в пути. Удивительно, но предложение было принято.

     Это было последнее большое путешествие Эшера. После этого он больше не нуждался во внешних впечатлениях для творчества.

     С 1941 года Эшер постоянно живет в Голландии. Всемирная известность пришла к нему в 1951 году после публикаций сразу в трех популярных журналах: «The Studio», «Time» и «Life». В 1954 году в Амстердаме состоялась большая выставка Эшера, приуроченная к Международному математическому конгрессу. Математики сразу признали художника «своим»; с этого времени его рисунки – неизменный атрибут физико-математических изданий. (Кстати, советский научно-популярный журнал «Квант» публиковал Эшера свыше 20 раз, «Знание-сила» - еще больше.) Слава мало изменила образ жизни художника, который продолжал упорно работать. Умер он 27 марта 1971 года.

     Математики любят Эшера. В его гравюрах и литографиях видят ключи к доказательству теорем или оригинальные контрпримеры, бросающие вызов здравому смыслу. Их воспринимают как прекрасные иллюстрации к научным трактатам по кристаллографии, когнитивной психологии или компьютерной графики.

     Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил Эшера на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр и литографий. К взаимному разочрованию, Эшер не понял почти ни слова из того, о чем рассказывал Кокстер. По этому поводу и цитата, с который мы начали.

     В его словах, наверное, есть лоля преувеличения. Так, например, в августе 1960 года Эшер прочитал лекцию по кристаллографии в Кембридже.

     Почему кристаллография? Видимо, потому, что из всех работ Эшера лучше всего известные его орнаменты, то есть периодическое заполнение плоскости одинаковыми фигурами. Во время путешествия в Испанию Эшер старательно изучали и зарисовывал орнаменты в Альгамбре, выполненные в период мавританского владычества.

     В искусстве орнамента арабские мастера достигли совершенства. Ислам запрещает изображение человека, животных, рыб и птиц, потому мусульманские орнаменты составлены из абстрактных геометрических фигур. Эшера очень занимала задача составления орнаментов, использующих в качестве повторяющихся элементов реальные изображения. О результатах, которых ему удалось достичь, вы можете судить сами.

     Орнаменты Эшера, конечно, отвечают важной математической идее периодичности. Хорошо известен орнамент «Меньше и меньше». Масштаб уменьшается к центру, который служит неподвижной точкой всего хоровода ящериц. На орнаменте «Круговой предел» ситуация обратная – масштаб уменьшается к периферии рисунка. Наконец, на последней работе Эшера «Змеи» масштаб уменьшается как к центру, так и к граничной окружности. Эшер лишь немного не дожил до утверждения теории псевдокристаллов и «непериодических» кристаллов – можно только догадываться, на какие работы подвигли бы его эти теории…

     Все же кажется, что творчество Эшера интересно не только потому, что в его работах можно обнаружить отголоски конкретных научных (либо фантастических) результатов. Скорее они вызывают ассоциации с общими идеями. Платон считал, что абстрактные идеи живут отдельно в «мире чистых сущностей» (таковы идеи пространства и времени).

     Представляется, что в таком, платоновском понимании мир Эшера, мир математики и миры фантастики – близкие соседи. Вспомните литографии «Бельведер», «Водопада» и «Поднимаясь и опускаясь». В каждой из них что-то не так. Лестница, по которой поднимается юноша, - внутри или снаружи беседки находится она? Вода все время течет вниз – и бесконечно движется по кругу. А монахи идут по замкнутой лестнице: одни все время вверх, другие – вниз (кстати, бессмысленную работу голландцы называют «монашеский труд» - по аналогии с «сизифовым»). Каждый небольшой фрагмент этих работ безупречно изображает реальность, но в целом эти фрагменты складываются в невозможные объекты.
Работы Эшера, отталкиваясь от абстрактного понимания мировых закономерностей, будят фантазию, заставляют иначе взглянуть на мир, породить новую абстракцию – которая послужит основой нового мира либо более точного понимания нашего. Кто знает, сколько теорий современной физики родилось во время созерцания гипнотических гравюр Эшера? А сколько фанатических миров придумано? Один из буквальных примеров – погоня за королем гоблинов (Дэвид Боуи) в фильме-фэнтези «Талисман» - буквально по гравюре «Относительность».

     Эшер, как многие гении и до и после него, утверждал: «Все мои произведения – это игры. Серьезные игры». Может, так и надо? Недаром Homo Ludens, «Человек Играющий» - радостное ожидание Будущего. И только играя постигнем мы это мир – и создадим Прекрасный Новый.» Если бы вы только знали, какие видения посещают меняв ночной тьме… Иногда моя неспособность сделать их зримыми буквально сводит меня с ума. По сравнению с этими мыслями каждая отдельная гравюра или рисунок – это полная неудача, только мельчайшая частица необъятного целого».

     Сейчас книжные серии «Миры имярек» воспринимаются нами сугубо в связи с писателями-фантастами. Нелишне помнить, что первой ласточкой была книга «Мир М. К. Эшера», еще при его жизни переведенная на английский язык и изданная в Англии и США.

     Не знаю, хотелось бы вам жить в мирах Эшера, но вот задуматься о них стоит наверняка. Способствует.

смотреть другие статьи этого автора...

Мори Корнелиус Эшер


Круговой предел

Hosted by uCoz