Майкл Крайтон родился в 1942 году
в Чикаго. Когда Майклу было 6 лет, семья переехала в Рослин,
пригород Нью-Йорка. В 14 лет Майкл опубликовал в «Нью-Йорк
таймс» свои путевые заметки и с тех пор почувствовал
вкус к литературному творчеству.
В 1960 году он закончил школу и поступил в Гарвард с
намерением выучиться на писателя. Однако стиль его постоянно вызывал
нарекания у профессоров, и оценки его были обычно весьма невысокими.
Он предположил, что проблемы со стилем не у него, а у преподавателей,
и подсунул им в качестве своей работы одно из эссе Оруэлла.
Профессор выставил Оруэллу три с плюсом, и Майкл
окончательно уверился в том, что гарвардские мерки не для него.
Окончив университет в 1965 году с посредственными оценками,
он решил сменить область интересов и занялся антропологией в британском
Кембридже, где был премирован за успехи годичной поездкой в Европу
и Северную Африку.
Вернувшись в Штаты, Крайтон решил стать врачом и в 1969 году
окончил Гарвардскую медицинскую школу – впрочем,
лицензию на частную практику получать не стал. Все эти годы он
писал триллеры под различными псевдонимами – и один из его романов,
«A Case of Need», получил премию «Эдгар»
как лучший детектив года. В 1969 году выходит роман «Штамм
Андромеда», который быстро стал бестселлером и вскоре
был экранизирован.
В течение следующих десятилетий Крайтон активно пишет художественные
и публицистические книги, сценарии, работает как режиссер над
несколькими фильмами – в том числе фильмом «Westwood»,
в котором он один из первых использовал оцифровку изображения
для получения спецэффектов.
Крайтон удостоен множества литературных и кинематографических
премий, в том числе «Эмми» и «Пибоди»
за работу над сериалом «Скорая помощь». Критики
называют его «отцом технотриллера». Журнал «Пипл»
в 1992 году включил его в список пятидесяти самых красивых
людей. В 2000 году в его честь был назван новый открытый
вид мелких динозавров – Blenosaurus crichtoni.
Живет писатель в Лос-Анджелесе.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из интервью с Майклом Крайтоном,
взятого у него в сентябре 2002 года, вскоре после выхода романа
«Prey» («Жертва»).
– Как
вы обычно приходите к написанию той или иной своей книги? Она
рождается из ваших личных тревог и ночных кошмаров или катализатором
служат скорее текущие события?
– Я не знаю, почему я делаю то, что делаю. И я стараюсь особо
это не анализировать. В своих произведениях я пытаюсь решить либо
придуманную проблему (например, как заставить людей поверить в
динозавров хотя бы на несколько часов) или стараюсь разобраться
в реальной (например, каковы отношения между насильником и жертвой).
И мои размышления могут превратиться в книгу или сценарий. В «Стреле
времени» я исследовал вопрос о том, как на самом деле жили средневековые
рыцари. В «Жертве» меня интересовало, к чему может привести дальнейшее
развитие таких направлений, как программирование, биотехнологии
и нанотехнологии.
– Ваша
«Жертва» читается как современный «Франкенштейн». Подобно Мэри
Шелли, вы описываете вечный спор между учеными и гуманистами –
огромные возможности науки и в то же время ее опасности. Вы сами,
писатель с богатым багажом знаний, стоите на стороне гуманистов?
– Вопрос не в том, какую сторону в дискуссии принять. Проблема
в том, что обе сторону по-своему правы. Наше общество зависит
от развития науки и технологий. В прежние времена я не дожил бы
до такого возраста. Так что назад возврата нет. В то же время
создатели современных технологий зачастую не задумываются, к каким
последствиям может привести их работа. Но это положение меняется.
Как война – слишком серьезное дело, чтобы оставить ее генералам,
так и наука – слишком серьезное дело, чтобы оставить ее ученым.
Увы, представления широкой общественности о современной науке
совершенно нереалистичны и даже, откровенно говоря, фантастичны.
А ученые не станут прислушиваться к тем, кто не понимает, чем
они заняты, или к тем, кто пугает людей абсурдными опасностями.
Наука движется вперед и меня определение человечности. Планируете
замену бедра, когда постареете? Имплантируете насос для впрыскивания
лекарств? Как насчет PDA, позволяющего носить огромное количество
информации в кармане? Сотовые телефоны позволяют связаться с кем
угодно и когда угодно. Одна таблетка расслабит вас, другая взбодрит.
Реактивный самолет быстро и с комфортом доставит в любую точку
планеты. Ну и, разумеется, свобода от болезней благодаря вакцинации.
И определение своего расположения до миллиметра с помощью GPS.
А ведь не так давно родители не спешили давать имя младенцы, потому
что многие дети быстро умирали. Гавайцы до сих пор не празднуют
рождения ребенка, пока ему не исполниться год. Каждая шестая женщина
умирала в родах. Понятие «человечность» учитывало все эти факты.
Сейчас все, конечно, изменилось. И благодаря этому изменилось
и понятие человечности. Сейчас невозможно разделить науку и гуманизм.
– Когда
вы писали «Жертву», вы рассчитывали на молодых читателей? Ведь
для следующих поколений проблемы развития био-, нано- и компьютерных
технологий станут первоочередными.
– У меня всегда было много юных читателей, и я надеюсь, что новая
книга им тоже понравится. Хотя, честно говоря, когда я пишу, я
не ориентируюсь на людей каких-то определенных категорий. Но вы
правы, молодое поколение неизбежно столкнется с проблемами самовоспроизводящихся
технологий. Впрочем, думаю, они справятся.
– Как
долго, в среднем, пишется одна книга? Сколько проходит времени
от зарождения идеи до публикации?
– Трудно ответить – бывает очень по-разному. В случае с «Большим
ограблением поезда» на это ушло три года. Со «Сферой» – двадцать
лет. На «Парк юрского периода» у меня ушло восемь лет. Обычно
идея долго варится в голове, прежде чем я возьмусь за книгу.
– Как
вам удается быть в курсе развития передовых технологий – в первую
очередь благодаря чтению специальной литературы или благодаря
активному общению с учеными?
– В первую очередь – чтение. Общение с экспертами имеет свои достоинства
и недостатки. Зачастую даже видные специалисты не склонны к размышлениям.
Так что лучше самому читать и во всем разбираться.
– Какие
предметы интересовали вас больше всего в колледже? Чем вы сейчас
увлекаетесь?
– В колледже я изучал антропологию и археологию, и наиболее интересовали
меня ранние периоды развития человечества. Свой интерес к человеческой
истории я сохранил и позже, когда начал изучать медицину.
Сейчас я люблю путешествовать и нырять с аквалангом, интересуюсь
современным искусством и коллекционирую старые наручные часы.
– Ваши
любимые литературные произведения?
– «Повелитель Мух» Уильяма Голдинга произвел на меня большее впечатление,
чем все, что я когда-либо читал. «Жизнь на Миссисипи» Марка Твена,
«Тринадцать часов» Джеймса Тамбера, «Нортенгерское аббатство»
Джейн Остин. Все, написанное Зигмундом Фрейдом, – без сомнения,
лучшим романистом ХХ века. Ну и детства любимые «Собака Баскервилей»
Конан Дойля, «Женщина в белом» Уилки Коллинза, «Таинственный остров»
Жюля Верна.
смотреть
другие статьи этого автора... |