75 лет со дня рождения писателя
"братья Стругацкие"
Аркадий Натанович Стругацкий родился
28 августа 1925 года в Батуми (умер 12 октября 1991 года). Борис
Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в в Ленинграде.
"Много лет назад, - пишет Борис Натанович,
- мы развлекались, вычисляя "день рождения братьев Стругацких",
то есть дату, равноудаленную от 28.08.1925 и 15.04.1933. Для
людей, знакомых с (чисто астрономическим) понятием юлианского
дня, задача эта не представляет никаких трудностей. День рождения
АБС есть, оказывается, 21 июня 1929 года - в день летнего солнцестояния.
Желающие могут принять это обстоятельство к сведению и делать
из него сколь угодно далеко идущие астрологические выводы".
Если же братья работали сольно, то
пользовались псевдонимами. "Псевдоним "С. Бережков", которым
Аркадий Натанович подписывал свои переводы, возник оттого, что
много лет Аркадий Натанович жил в Москве на Бережковской набережной.
Аналогичным образом возник и один из псевдонимов Бориса Натановича
- "С. Победин". Борис Натанович в Ленинграде жил и живет по
сей день на улице Победы. Происхождение его второго псевдонима
тоже не составляет тайны. "С. Витицкий" был образован от перевода
слова "победа" на английский - "виктория". Но вот со вторым
псевдонимом Аркадия Натановича далеко не все ясно. Легенда гласит,
что один из его друзей, встречая Аркадия Натановича из Ленинграда,
задал ему вопрос о происхождении псевдонима "С. Ярославцев",
когда они вышли из здания Ленинградского вокзала в Москве на
Комсомольскую площадь.
- Неужели не ясно? - поморщился Аркадий
Натанович. - Вот Ярославский вокзал, - показал он рукой, - напротив
- Казанцев, тьфу, Казанский вокзал". (Из книги Б. Вишневского
"Аркадий и Борис Стругацкие: двойная звезда")
|
|
110 лет со дня рождения
Олдоса Хаксли
Олдос Хаксли, английский писатель, автор
романов "О дивный новый мир" и "Остров", родился 26 июля 1894
года. Экспериментировал с мескалином и ЛСД для расширения сознаниния.
Умер в 1963 году.
"Человек состоит из того, что я назвал
бы Старым Светом личного сознания и - через океан - Новым Светом:
не столько отдаленными Вирджинией и Каролиной подсознания и вегетативной
души, Далеким Западом коллективного бессознательного, со своей
флорой символов, племенами местных архетипов, и на расстоянии
иного и большего Океана - антиподами будничного сознания, миром
Визионерского Откровения. Если вы поедете в Новый Южный Уэльс,
то встретите там сумчатых, прыгающих на воле. А если отправитесь
в антиподы сознательного разума, что найдете все виды существ,
по крайней мере, таких же странных, как кенгуру. Как и сумчатые,
они не плод вашей фантазии. Они живут своей собственной и полностью
независимой жизнью. Человек не в силах управлять ими. Он лишь
в состоянии отправиться в ментальный эквивалент Австралии и оглядеться
вокруг.
Некоторые люди в сознательном состоянии
никогда не открывают своих антиподов. Но есть и такие (хотя и
очень немногочисленные), кто легко отправляется туда и возвращается
когда пожелает". (Из книги "Небеса и ад"); |
|
100 лет со дня рождения
Клиффорда Саймака
Клиффорд
Дональд Саймак родился 3 августа 1904 года в штате Висконсин.
Автор более чем тридцати романов, сборников повестей и рассказов.
Грандмастер фантастики. Умер 25 апреля 1988 года.
В своих мемуарах Айзек Азимов так рассказывает
о своем знакомстве с Саймаком.
"Клифф Саймак опубликовал "Правило 18"
("Astounding SF", июль 1938-го), а я в своем письме в журнал (я
отправлял их тогда ежемесячно) написал, что этот рассказ мне не
понравился, и выставил ему очень низкий рейтинг.
Вскоре Клифф прислал мне вежливое письмо,
в котором попросил указать, что именно плохо в рассказе, чтобы
он мог его улучшить. Его деликатность и обаяние потрясли меня,
и, честно говоря, я не могу и представить, что проявлю такую же
деликатность и обаяние по отношению к какому-нибудь юному нахалу,
который имел глупость покритиковать один из моих рассказов.
Но для Клиффа это было типично, ведь
он, вне всякого сомнения, был одной из наименее конфликтных фигур
в научной фантастике. Я не слышал о нем ни одного дурного слова
- одни только похвалы и комплименты.
Так или иначе, я поспешил перечитать
"Правило 18" и вдруг понял, к своему величайшему ужасу, что это
очень хороший рассказ и что мне он нравится.
Причина заключалась в том, что Клифф
переходил от сцены к сцене без каких-либо "промежуточных материалов".
Такая техника была мне в новинку, и после первого прочтения я
был раздосадован. Перечитав вторично, я сообразил, что он делал
и почему. Эта манера существенно ускорила повествование.
Я написал очень сдержанное письмо и объяснил
свою ошибку. Таким образом, переписка и дружба между нами начались
еще до того, как я продал свой первый рассказ, и продолжалась
до смерти Саймака" (Перевод А. Ройфе) |