Не переводятся еще добрые люди...

...на земле Русской, кои любитеся научать!

     Самоучители для писателей. Часть 4

Марина ЛЕС

    (Продолжение. Начала в №6, №7, №8 за 2004 г.)

    Читатели "Просто фантастики" помнят, что в прошлом номере мы закончили краткий обзор руководства Николая Басова "Творческое саморазвитие, или Как написать роман". Знакомство с книгами о том, как стать писателем, мы продолжим книгой… "Как стать писателем". Ее автор Юрий Никитин может похвастать огромным жизненным и литературным опытом, огромными тиражами - и таким же огромным самомнением. Последнее, без сомнения, почувствуете, как только откроете книгу.

    "В этой книге расскажу вещи достаточно очевидные для меня, профессионального писателя, но которые вот уже который год вызывают раздраженный вой у большинства людей, считающих себя литературной элитой. От всех слышу это озлобленное: сволочь, не выдавай секреты! Это же сколько придурков ломанется в писательство! Нас же в такой массе перестанут замечать!!!" И ниже: "Потому я, которому вы уже не соперники, говорю вам грустную правду…"

    Грустная же правда, о которой говорит добрый дедушка Никитин, состоит в том, что тому, кто хочет стать писателем, нужно много работать. И учиться. Но ведь для этого мы и читаем мудрые книжки и статьи "по мотивам", верно?

    Итак, чему же можно научиться по книге "Как стать писателем"? Какие страшные тайны открывает один из самых коммерчески успешных авторов?

    Совет первый: тщательно отделывать концовки глав. Ну, вроде как в анекдоте: вступление может быть и затянутым, и запутанным, но окончание - обязательно неожиданным и хлестким.

    Совет второй: ключевое слово всегда ставить в конец фразы.

    Совет третий: не вешать на каждое дерево табличку с надписью "Дерево". В смысле - не разжевывать то, что и так понятно.

    Совет четвертый: не сообщать а-ля журналист, что произошло (рассердился, обрадовался и пр.), а рисовать (нахмурился, растянул рот до ушей и пр.). Иначе - не литература!

    Совет пятый: мера романа - сдвиг в характере. То есть на протяжении повествования герой непременно должен измениться, "перевоспитаться", стать хоть чуточки не таким, каким был в начале.

    Совет шестой: пользоваться самыми короткими словами и сокращать фразы до минимума. Любое слово, без которого можно обойтись, - выбрасывать. Из ряда синонимов выбирать самый короткий.

    Совет седьмой: не умножайте ни героев, ни события без острой необходимости. Лучше описать один эпизод красочно, чем пересказать три скороговоркой.

    Наверное, сюда же: в изображении героев нет мелочей. Все должно работать на их индивидуальность: внешность, характеры, одежда, имена и клички.

    Совет восьмой: бороться со словами-сорняками. Безжалостно вычеркивать "свой", "это", "какой-то", "был", "который", "ибо", "однако" и т.п., а также избегать деепричастных оборотов.

    Совет девятый: употреблять глаголы не прошедшего, а настоящего времени.

    Совет десятый: время от времени напоминать читателю о том, что окружает героев, - день на дворе или ночь, зима или лето, в помещении дело происходит или на улице…

    Совет одиннадцатый: утверждение всегда сильнее отрицания, поэтому старайтесь использовать первой и избегать второго.

    Все? Вроде, да. Как-то маловато для книжки объемом больше 400 страниц…

    Впрочем, там еще масса советов "общеидеологического характера".

    Поменьше юмора. "Юморение" - признак незрелости, лучше придумывать что-то свое, чем выставлять в смешном свете чужое.

    Пишите сериалы - это литература будущего! Те, кто считает, что написать один хороший роман труднее, чем десять продолжений к нему, - дурак, завистник и работать не любит.

    Пишите как можно больше - никто не знает, какой из ваших книг уготована вечность. Кто будет говорить, что три романа в год - наверняка халтура, то просто видит в вас конкурента и заранее боится.

    Не заморачивайтесь над языком. Главное, чтобы было побольше яркого действия, желательно с кровью и мясом, а как это написано - дело десятое. Шлифуют язык произведения только те, кто не способен на большее. Вот у Гомера и Шекспира - какой экшн! А языка их мы даже не знаем…

    И, конечно, не слушайте критиков, которые будут вам указывать на нелепые, нереалистичные или не соответствующие ситуации детали. Главное - не сколько было пуговиц на мундире главного героя, а что он, герой, сделал.

    Как можно шире применяйте в работе компьютер. Используйте проверку орфографии. Создавайте в "Фотошопе" портреты героев. Держите под рукой побольше дисков с энциклопедиями, фотографиями и игрушками. Стратегически очень помогает при написании книг, а редакторы карт так и просто незаменимы!

    Учтите, что вы должны писать гораздо лучше классиков. Лев Толстой, Иван Бунин, Антон Чехов не могут служить примерами для подражания. Сейчас так не носят… в смысле, не пишут! А аллитерацию и прочие прибамбасы вообще придумали полуграмотные бездельники-помещики, у которых было слишком много свободного времени и которые читали, водя пальцем по строчкам.

    Надеюсь, я ничего не пропустила. Впрочем, если у вас есть пара-тройка лишних часов, можете познакомиться с этой книгой поближе. Там, правда, многовато раздражающего шума в честь себя, любимого, куча повторов и ужасный слог, но зато звучит она как собрание мантр или "накачка" спортсменов перед решающим матчем: "Надо работать! Надо постоянно работать! Надо непрерывно работать! Потому что вы - сильные! Вы - лучшие (после меня, конечно)! Вы - горы свернете!"

    Вполне возможно, вам это поможет.

    А мы в следующий раз перейдем к следующему пособию.

  смотреть другие статьи этого автора...

Hosted by uCoz