Сказочки, рассказочки

Лопата - вещь в хозяйстве нужная!

     Общение с Природой

Елизавета КИРИЗИЙ

     – Повторяю задание: изменить направление ручья, в любую сторону, в любом месте – по желанию. Задача ясна?

     Ян обреченно кивнул головой. Вечно Учитель придумывает такие заданьица, что сам черт ногу сломит... Изменить ход ручья... «А что если наставник просто хочет проверить меня на сообразительность? – подумалось мальчику. – Можно прорыть канавку, для этого взять из сарая…»

     – И постарайся обойтись без лопаты, – ласково улыбнулся седой маг.

     Ученик, насупившись, глянул на него, подошел к ручью. Потрогал пальцем воду – холодная. Только это знание вряд ли поможет делу.

     Ян попробовал нащупать источник Силы где-либо поблизости. Ни намека на наличие такового! Правда, высоко в небе было что-то невнятное – вроде следа от крыльев дракона; но зверь пролетал здесь дня два назад, и магия почти исчезла.

     Ученик растерянно оглянулся и сказал:

     – Я не знаю, как это сделать.

     Учитель нахмурился, пристально взглянул на мальчика:

     – Никогда не говори «не знаю». В этих словах звучит безысходность. Употребляй другие выражения, прошу тебя!

     – Какие, мастер?

     – Хотя бы «затрудняюсь»… Неважно. А что касается задания, то оно, хочу заметить, не из самых сложных. Мы уже проходили «Общение с Природой», разве не помнишь? Ты разговаривал с дубом.

     – Я – с дубом?!.. А-а, да-да, припоминаю, действительно, было дело. Но он меня обругал тогда!

     – Сильно?

     – Да нет, самую малость.

     – Ну и не бери в голову. Что с дуба возьмешь?

     – Из него можно сделать приличный стол или шкаф. Я ему так и пообещал.

     – Ян, не отвлекайся, пожалуйста! Сейчас твоя задача – ручей. Сосредоточься! Поговори с ним.

     – Э-э-э…

     – Это все, что ты можешь сказать? Какой необщительный мальчик!

     – Но учитель, я разговаривал с дубом уже больше месяца назад. («Если не считать ежедневного общения с дядюшкой Лопсом…») Я не зна… хм… затрудняюсь я, вот!

     – Конспект ведешь?

     – Ага.

     – Туда, знаешь ли, стоит иногда заглядывать. Для общего развития.

     Ян достал из внутреннего кармана куртки потертый блокнот, который выглядел гораздо старше своего хозяина. Лет на двести. Ученик послюнил палец и начал перелистывать «конспект». Он близоруко щурился, разбирая собственные каракули.

     Учитель все это время сидел на пенечке, склонив голову на грудь, и, очевидно, предавался размышлениям, настолько глубоким, что они лишь изредка прерывались легким храпом.

     Радостный возглас Яна заставил мага поднять седую голову.

     – Нашел?

     – Да!

     – Читай.

     – Урок 14. «Общение с Природой». «Природа – это истинное богатство человечества, сокровищница многих…»

     – Эй, пропускай всю белиберду. Читай основное.

     – Угу, минутку… значит, «чтобы провести Общение с деревом, нужно приложить ладони к стволу; закрыть глаза, не думать ни о чем, кроме собеседника; произнести слово Земли; услышав голос, начать мысленный разговор».

     – С ручьем действуй по аналогии, – предложил наставник.

     – А… к чему прикладывать руки?

     – К чему-нибудь. Разбирайся сам. Давай, мальчик, смелее, у тебя получится!

     Яне неуверенно опустился на корточки возле ручья, окунул обе ладони в воду. Зажмурился, сосредоточился, попытался не думать ни о чем, кроме потока, но на ум лезли всякие глупости: то дуб голосом дядюшки Лопса ругал его почем зря и скрипуче жаловался: «Подумать только, из родного дяди хочет шкаф сделать. Дожили! Пригрели змею на груди!» То перед мысленным взором появлялся Учитель, вещающий с умным видом: «Для Общения с ручьем лучше всего находиться с ним в прямом контакте. Смелее, мальчик, окуни туда голову, у тебя получится!»

     Ян хмыкнул и постарался прогнать ненужные видения, но упрямая память подсовывала новые картины, далекие от поставленной цели. Ученик вдруг вспомнил, что на ужин тетя готовит пирог с грибами. Мысль эта отозвалась урчанием в голодном желудке.

     – Ну что, ты говоришь с ним? – донесся откуда-то издали голос наставника.

     – Нет, не получается. Лезет всякое в голову…

     – А ты попытайся представить себе ручей как живого человека. Так будет легче.

     Мальчик послушно кивнул и возобновил Общение. «Ручей, какой он? Мокрый… и холодный. Нет, не то. Он бородатый… Борода стелется по оврагам, долинам…» В воображении сложился некий образ и постепенно Ян начал различать неясное бормотание: «И что даль-ше, даль-ше-то что? Дол-го он си-деть здесь бу-дет?»

     Ян торжествующе улыбнулся и сказал про себя очень вежливо:

     – Добрый день!

     – Че-го в нем доб-ро-го-то? – ответил собеседник.

     – Хм… У меня к тебе просьба. Сверни, пожалуйста, в сторону от своего пути.

     – За-чем это, а?

     – Мне дали такое задание.

     – Мне-то что!

     – Ну я очень прошу!

     – И не про-си! Че-го ра-ди, че-го ра-ди мне свой путь на-ру-шать? Нет-нет-нет!

     Ученик открыл глаза и посмотрел на Учителя.

     – Ну как? – поинтересовался тот.

     – Он не соглашается.

     Старый маг возмущенно фыркнул:

     – Что за дела? Он должен послушаться тебя! Ты приказывал?

     – Просил. Он спорит. Говорит, что это его не касается.

     Наставник, кряхтя, подошел к ручью, не касаясь воды, шепнул что-то и… Ян вдруг оглох от гула голосов. Все травы, деревья, кусты, да что там – даже моховые кочки, разом загалдели, закричали, запищали на все лады. Было сложно разобраться в поднявшемся шуме, но, похоже, большинство советовало ручью не связываться с людьми. Учитель молвил несколько фраз – и слышным осталось лишь бормотание ручья и обычные лесные звуки.

     Ян ошарашенно потряс головой. После недавней какофонии тишина отозвалась звоном в ушах.

     Маг сердито обратился к ручью:

     – Ты что это, негодник! А ну-ка, сворачивай в сторону! Не срывай мне урок!

     – Вы мне не указ, не указ!

     Седые брови Учителя изумленно поползли вверх:

     – Ты чей такой? Какой речки сынок?

     – Я ни-чей, сам по се-бе!

     – Тогда тем более сворачивай, некуда тебе спешить. Ну?

     – Нет-нет-нет.

     – Да я, – старик задохнулся от возмущения, – я ж тебя могу испарить, иссушить, засыпать!

     – Не ста-не-те! С ка-кой ста-ти?

     – Ах так! Ян, живо принеси мою колдовскую книгу. Хочу освежить в памяти парочку заклятий.

     Ученик, зачарованно наблюдавший за странной перепалкой, встрепенулся:

     – Иду!

     – Нет-нет-нет, – забеспокоился ручей, – я свер-ну!

     Маг довольно потер руки, подозвал мальчика.

     Вода в ручье забурлила, стала вымывать песок и образовывать ответвление. Оно удлинялось влево до тех пор, пока Учитель не сказал: «Я думаю, хватит». Ручеек обиженно булькнул, и вода тотчас ушла из прорытого канальца.

     – Заверши обряд Общения, – велел маг ученику.

     Ян еще порылся в конспекте, потом окунул руки в воду, пробормотал что-то, и говор ручья превратился в обычное бессмысленное журчание.

     – Хорошо, – одобрил Учитель. – На сегодня хватит. Беги домой, мальчик.

     Ученик обрадованно попрощался и уже навострился скрыться, когда старый маг окликнул его:

     – Но, Ян, надеюсь, ты что-то вынес для себя из сегодняшнего урока?

     Тот кивнул.

     – И какой вывод ты сделал?

     – Нужно было с самого начала воспользоваться лопатой!

смотреть другие рассказы этого автора...

Hosted by uCoz